Систематическая ошибка выжившего (англ. survivorship bias) — разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе ("выжившим") есть много данных, а по другой ("погибшим") — практически нет. Так что исследователи пытаются искать общие черты среди "выживших", забывая о том, что не менее важная информация скрывается среди "погибших".
Во Вторую мировую войну Абрахам Вальд получил задачу. Не все английские бомбардировщики возвращались на базу. На тех, что возвращались, было множество пробоин от зениток и истребителей на крыльях и хвосте. Значит ли это, что в этих местах нужно больше брони?
Вальд сказал: нет, как раз эти места достаточно защищены. Самолёт, которому попали в кабину или топливный бак, выходит из строя и не возвращается. Поэтому укреплять надо те места, которые наиболее "чистые".
Известна фраза: "Слухи об уме и доброте дельфинов основаны на рассказах уставших пловцов, которых они толкали к берегу, но мы лишены возможности услышать рассказ тех, кого они толкали в другую сторону".
Книги наподобие "Секреты успеха от Джона Смита" также страдают ошибкой выжившего: это значит лишь то, что дело Джона Смита не разорилось. Куда полезнее было бы узнать: а какие ошибки допустили разорившиеся конкуренты Смита? Стивен Левитт в своём блоге "Фрикономика" проанализировал несколько таких книг и выяснил: на момент написания статьи большинство компаний, превозносимых книгами, чувствовали себя не очень хорошо, а некоторые вообще прекратили своё существование. Таким образом, "культура дисциплины" — или что-то ещё, что якобы помогло им удержаться на плаву — в дальнейшем их подвело.
* * *
Теща на днях рассказала.
Родом она из далекой деревни почти на границе с Монголией. Её одноклассник в этой деревне так и остался, всю свою сознательную жизнь проработал чабаном. Тем не менее, женившись, и став отцом двух дочерей, все силы направил на то, чтобы дать им достойное образование. Своей цели он добился, и живет вполне себе ничего. Однако, лет 5 назад дочери, приехав в гости, обнаружили у отца резкое ухудшение слуха. Правым ухом он практически перестал слышать, левым слышал только когда громко разговаривали. На уговоры поехать в город он отвечал резким отказом, поскольку панически боялся врачей. В общем, дочки скинулись и купили ему навороченный немецкий слуховой аппарат, это наушник с креплением за ухом. Наушник этот глубоко входит в ухо (это важно), и благодаря встроенному усилителю можно регулировать громкость звука. В общем стал наш чабан слышать более менее хорошо. Дочки распрощались и уехали. Приехав на следующий год, они были поражены. Отец стал слышать как в молодости, причем без слухового аппарата. Разговорив отца, они узнали причину случившегося чуда. Как-то раз он ушел с отарой на выпас на пару недель. Слуховой аппарат, естественно был его постоянным спутником. Пригнав отару, он пошел в баню, и наконец решил вынуть аппарат из уха. Однако это было нелегко, и наконец с громким хлопком наушник был выдернут вместе с огромным куском ушной серы. Слух в правом ухе вернулся в полном объеме))) А с помощью палочки с ватой было исцелено и второе ухо))
* * *
— Здравствуйте, доктор! – женский голос.
Перевожу взгляд налево от операционного стола – девушка. Лет около двадцати пяти. Улыбается… Перевожу взгляд направо, к рабочему месту. В руках скальпель, передо мной ванночка с внутренностями и тело. Вскрытое.
Смутно удивляюсь. Не в обмороке мадам, странно.
— Здравствуйте.
– Бесцветно говорю я, и снимаю перчатки. Потом поворачиваюсь к посетительнице. Уж что-что, а окровавленный фартук должен произвести впечатление. Улыбается. Чувствую себя неуверенно. – Чем обязан?
— Мне тут наш общий знакомый посоветовал к вам обратиться… — внутренне смеюсь. Общий. Знакомый. Дракула чтоль?
— Чем могу?
— Этот знакомый сказал, что у вас тут множество страшных вещей.
Теперь уже улыбаюсь я.
— Порядком. Вам показать?
— Да, если не трудно…
Провожу миниэкскурсию по моргу. Для начала демонстрирую шкафчик с препаратами и емкость "Для отработок". Потом перехожу к холодильникам:
— Вот здесь, обратите внимание: автокатастрофа. 140 км. ч. А здесь бытовуха.
Но это не интересно. Все уже обработано, вычищено, приведено в надлежащий вид. Следом за тем, аккуратно поддерживая за локоток, подтаскиваю к "новичкам".
Моему изумлению нет предела! Сам, когда увидел впервые, побежал к раковине, а тут – ноль эмоций!
— А пострашнее?
— Скажите, а вам разве не плохо?
— Нет. А должно?
— Вы кем работаете?
— Учитель начальных классов.
— Тогда я не понимаю…
— Все очень просто! Знаете ли, бывают такие ученики, ну сорванцы, если выражаться мягко, которые умеют напугать своего учителя, подсунуть разные гадости, прямо во время урока. Мне пришлось столкнуться как раз с таким. Я, конечно, уже успела привыкнуть к его штучкам, но мне бы хотелось как-нибудь адекватно ему ответить. Вы понимаете?
— В принципе да.
— Так вот. Мне кажется, что у вас я могла бы увидеть что-нибудь подходящее.
Я задумался. Это ЧТО ЖЕ такое школьник мог подсовывать учительнице??
— Простите, а кто этот наш общий знакомый?
— А я разве не сказала? Это ваш сын…
Даже не помню, как это я умудрился хлопнуться в обморок.
* * *
Леонид Гайдай перед съемками комедии "Иван Васильевич меняет профессию" обратился в конструкторское бюро с заданием разработать макет Машины Времени для фильма. Целых полгода специалисты бюро колдовало над "изобретением" и разродилось проектом чуть ли не настоящего космического корабля.
Главный герой картины — одиночка-изобретатель
Шурик — даже в самых смелых своих мечтах не смог бы приблизиться к такому техническому совершенству. Требовалось принципиально новое решение.
Сроки уже поджимали, съемки подходили к концу, а в то же самое время режиссёр никак не мог "отправить" одного Ивана Васильевича в прошлое, а другого в наше время. И тут Гайдаю посоветовали: "Есть на Мосфильме такой специалист по фамилии Почечуев". В ту пору он работал художником-скульптором в "Руслане и Людмиле", и молва о нем шла по "Мосфильму" как о мастере на все руки: и лес сказочный сотворит, и чертоги Черномора.
Переговоры велись на равных. Гайдай был на мели из-за дефицита времени. Почечуев – из-за дефицита денег. И уже через два дня перед отчаявшимся режиссером лег новый проект.
Вячеслав принес большой лист ватмана, на котором углем было изображено НЕЧТО: трубки, колбы, шарики, пружины, змейки. И — провода! Сплошная абстракция и невиданное нахальство. Съёмочная группа онемела. Съемки явно срывались… Но Почечуев был красноречив, артистичен и убедителен (ему надо было кормить семью). И Гайдай сдался, другого "изобретателя" искать не стал.
В кратчайшие сроки, всеми правдами и неправдами, но Машина была собрана. В помощники Почечуеву пристегнули двух слесарей. Вытащили со склада какие-то штуковины, оставшиеся после "Соляриса" Тарковского. Съездили в город Клин на стекольный завод, разместили заказ (который по слухам чуть ли не на следующий день изготовил за пару бутылок водки дядя Вася из продувного цеха). Накупили мигалок, вспышек, реактивов, посуды для химических реактивных опытов, и Машина предстала в павильоне во всей красе.
Как только она заработала, с первого запуска, она влюбила в себя всю съёмочную группу. Что-то в ней таинственно ворчало, сверкало и булькало, и колыхалось. Фильм был спасён.
В результате сам скульптор получил премию от "Мосфильма" сорок рублей и справку из бухгалтерии: "Деньги выданы за изобретение машины времени" — причем, без всяких кавычек.
* * *
Вчера прочитал историю про первую посадку на палубу советского тактического авиационного крейсера (ТАКр).
Интересная история о заслуженных людях, делающих всё для своей страны.
Позволю заметить, однако, что история становления авианосной авиации в СССР и России применительно к отработке методик посадки на авианесущие крейсера знает
как минимум не менее достойных профессионалов среди летчиков-испытателей.
Пугачев, конечно, известный летчик. Однако посадку на ТАКр он совершил только после того, как выполнил десятки тренировочных посадок на "Нитке". И это факт. А после того, как Союз распался и территория, где находилась "Нитка", отошла от России такие тренировки стали невозможны.
И тогда летчик-испытатель ГНИкИ ВВС Александр Борисович Иванов ПЕРВЫМ, из тех, кто ни разу не тренировался на "Нитке" совершил посадку на палубу ТАКр.
Конечно, он был представлен к званию Героя. Но летчик, который не умел и не хотел скрывать проблемы в авиации, который всегда был крайне твёрд в отстаивании своих убеждений, не взирая на лица, по мнению "верхов" был достоин лишь "Ордена Мужества". Впрочем, похожие истории неоднократно случались и с лучшей летчицей планеты (по версии и рейтингу Международной авиационной федерации) Светланой Капаниной. Но вернёмся к Александру Борисовичу Иванову.
Об уровне профессионализма и мужества летчика-испытателя Борисыча, как звали его близкие и друзья, говорит не только посадка на палубу без тренировок на "Нитке". После 2000 года он стал одним из ведущих летчиков-испытателей SSJ 100 "Суперджет", совершил на нём 866 испытательных полёта. При этом открыто, прямо и на всех уровнях говорил о серьезных конструктивных недостатках этого самолёта. Что не помешало ему в 2013 во время испытательного полёта выполнить на пассажирском "Суперджете" "бочку" — фигуру высшего пилотажа. Иванов выступал в суде в качестве эксперта защиты по делу о катастрофе SSJ 100 "Суперджет" в "Шереметьево". Выступал очень аргументировано и "неудобно". Иванов был крайне авторитетен, поэтому заткнуть или не слышать его было невозможно. В 2019 его должность в "Гражданских Самолётах Сухого" сократили. Занимался испытаниями малой и легкой авиации. И в сентябре этого года непонятная катастрофа...
Как выяснилось на прощании с ним свой "Орден Мужества" за посадку на палубу авианесущего крейсера он отдал другому испытателю.
Александр Борисович Иванов остался в истории как первый советский-российский лётчик севший на авианосец без предварительных тренировок на наземном комплексе.
Истории о армии ещё..